Продолжаем наш тур по маленьким городам Португалии. В сравнении с другими, правда, Томар выглядит не таким уж маленьким — здесь не просто две улицы, а есть целый старый город с центральной площадью и красивейшим собором, вход в который закрыт огромным бархатным покрывалом.

Здесь есть прекрасные двух-трехэтажные дома, вполне себе живые — в них располагаются магазинчики и врачебные практики.

Здесь широкие пешеходные улицы, а вот свободное место, чтобы припарковаться, приходится искать.

Здесь даже названия улиц и площадей не просто написаны на красивейших кафельных табличках, но и снабжены поясняющими подписями. Например, Алвеш Редол — видный писатель родом из провинции Рибатежу, где и находится Томар.

Знаете, что делают эти три веселых парня, обменивающиеся шутками с проходящими мимо полицейскими? Они медленно идут по улице и, ловко орудуя палочками для еды, собирают в пакет разный мелкий мусор, бумажки и окурки.

И в чем подвох, спросите вы? Зачем ехать в этот Томар? Уж явно не на домики смотреть.
И снова вы правы, мои проницательные друзья! Главная причина ехать в Томар — это тамплиеры. О них здесь говорит буквально все.

Духовно-рыцарский орден Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона был создан в начале XII столетия для защиты паломников, отправляющихся в Святую землю — а через двести лет, став одной из самых могущественных и богатейших организаций Средневековья, и положив начало современным финансам (тамплиеры изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи в бухучете и много чего еще), был разгромлен французским королем Филиппом IV Красивым, одним из своих крупнейших должников. Папа римский Климент V, тоже задолжавший храмовникам немалую сумму, особо не возражал и упразднил орден.

Расправа над тамплиерами была тщательно спланирована и осуществлена четко и в срок. Сперва верхушку тамплиеров подвергли показательному процессу, но после того, как юристы ордена выстроили блестящую защиту, о которую разбивались любые доводы обвинения, маскарад закончился, и их запытали и сожгли на костре. Но главный вопрос, который интересовал всех участников мероприятия, остался без ответа: где деньги, Зин?

Тамплиеры были сказочно, баснословно, невероятно богаты, однако в захваченных замках и поместьях удалось найти не так уж много золота. Есть много версий, по которым часть тамплиеров сбежала то ли в Великобританию, то ли в еще не открытую тогда Америку, то ли в саму Атлантиду, увезя с собой большую часть богатств ордена. Одна из таких версий — не хуже и не лучше прочих — указывает на Португалию.

Замок Томар был основан тамплиерами в середине XII столетия, а после разгрома ордена стал центральной резиденцией Ордена Христа — новой организации, созданной королем Динишем I и получившей все земли и владения, которые до этого принадлежали тамплиерам. Символика и устав ордена, который просуществовал аж до XIX века, поразительно напоминали символику и устав тамплиеров, а в финансах рыцари Ордена Христа были ничуть не менее успешны, чем их предшественники. По официальной версии, король Диниш I опирался на рыцарей для войн с неверными во время реконкисты, но поговаривают, что ему кое-что тоже перепало.

Сейчас монастырь Конвенту-де-Кристу, бывший замок Томар, входит в список ЮНЕСКО и является одним из самых красивых и величественных сооружений в Португалии.

Круглая башня-ротонда, которую вы уже видели на нескольких фотографиях выше, построена в подражание арабской мечети Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме. Тамплиеры ошибочно считали ее частью Храма Соломона, и такое подражание исламским святыням тоже было использовано против них на обвинительном процессе.

Поднимаем голову, и что же мы видим? Уж не тамплиерский ли это крест?.. Нет-нет, что вы, это крест Ордена Христа, а тамплиеры тут совершенно не при чем.

Кельи и жилые помещения монастыря достаточно аскетичны. Не удивлюсь, если по ночам тут ходят призраки.

Но в остальном обстановка очень красивая — живопись, скульптура, роспись.

Архитектурный стиль мануэлину, в котором строилась часть замка, немыслим без клуатра — внутреннего дворика с галереей, которых мы с вами видели преизрядно. Впрочем, и в Конвенту-де-Кришту этих двориков тоже не один, а целых восемь.

Другой признак мануэлину — причудливая, изящная декоративная лепнина.

Миниатюрные статуи, выполненные с вниманием к мельчайшим деталям, и уже изрядно поизносившиеся и поросшие мхом.

Некоторые, впрочем, еще очень даже ничего.

Ну и знаменитое окно, которое называют одним из символов мануэлину и печатают в каждом путеводителе.

Глядя на Конвенту-де-Кришту, начинаешь понимать, куда делось золото тамплиеров. Оно, конечно, не уехало ни в какую Америку или Атлантиду. Вот оно! Все тут! Все сто пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек, как любил говорить Остап Сулейман-Берта Мария Бендер.
Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям. Стоит только побывать в Томаре и своими глазами увидеть остатки его былого величия — и это становится настолько очевидно, что даже неловко говорить об этом вслух.