Что общего у корюшки и картофеля фри? Часть вторая.

                 

Весенний размышлизм в двух частях. Часть вторая.

10 ДОМАШНИХ СУПОВ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Введите ваш емейл и получите книгу простых рецептов для умных кулинаров - мгновенно и бесплатно!


Начало здесь

Бельгийцы, как уже было сказано, очень ревностно и трепетно относятся к своей любимой картошке фри. Неудивительно, что бельгийский журналист Джо Жерар, написавший немало книг по истории своей страны, не смог пройти мимо национального достояния. Он упоминает некий манускрипт, датированный 1781 годом, из которого следует, что в реке Мёз (она же Маас) водилась некая мелкая рыбешка, которую местные с большим удовольствием хрумкали после приготовления во фритюре. Зимой же, когда ловля рыбы была невозможна, бельгийцы придумали жарить во фритюре картошку, нарезанную ломтиками наподобие этих рыбок. Было это в 1680 году, а то и раньше.


Намюр — фото с сайта www.gite-belgique.com

Надо сказать, это не первый раз в истории бельгийской кухни, когда рыбу заменяют чем-то другим — например, знаменитый гентский ватерзой изначально готовился из рыбы, а когда она перестала водиться в реках и каналах Гента, ее просто-напросто заменили курицей.

Но в этой истории много и других белых пятен. Например, как быть с тем, что картофель распространился в тех краях лишь к 1735 году? Непонятно и то, откуда небогатые жители Намюра, Анденна и Динана брали столько жира, сколько нужно для фритюра? В лучшем случае они просто жарили картошку на сковородке так же, как делали и делают это сейчас в России, не помышляя о картофеле фри.

Наконец, пытливый и внимательный читатель наверняка спросит меня и о другом, не менее насущном: при чем тут корюшка?..

Даже если слепо верить манускрипту Жерара, там говорится лишь о мелкой рыбешке, без указания вида. Что ж, на это у меня есть несколько аргументов.

Во-первых, как уже говорилось в самом начале нашего повествования, в те времена корюшка прекрасно чувствовала себя в реках по всей Северной Европе, а значит, вполне могла ловиться, и наверняка ловилась в водах Мёза.

Во-вторых, какая еще рыбка так подходит для фритюра, если не корюшка? Приправить, запанировать в муке да быстро пожарить в кипящем масле — это самое простое, что подсказывает логика применительно к корюшке, и если заменять ее другим продуктом, то он должен быть никак не сложнее в приготовлении. Как картошка.

Словом, цепочка выглядит предельно просто — бельгийцы ловили корюшку и жарили ее в масле, а когда корюшка ловиться перестала (не верю я в эти байки про трудности подледного лова — у нас корюшку прекрасно ловят зимой), они стали от безысходности жарить картошку.

Дело раскрыто.

Но знаете что? Как ни крути, а корюшка намного вкуснее (и полезнее) картошки фри. И пока мы не успели испоганить свои водоемы так же, как это произошло в Европе, призываю всех и каждого встречать весну вместе с корюшкой. Судя по сообщениям из белокаменной, туда ее тоже завезли. Посему — хорошей всем весны и приятного аппетита!

КНИГА В ПОДАРОК - только для новых подписчиков!

Введите емейл, получите бесплатную книгу рецептов и готовьте вкусные и сытные супы для всей семьи!


Автор:

Кто это такой?..
Комментарии
1 Алексей Онегин 29 марта 2012Ответить

Ну здрасьте-приехали, во Франции корюшка до сих пор ловится за милую душу, а в Бельгии ей уже, видите ли, жарковато. :) Плотву отметаем сразу, про уклейку я сам сначала думал, но уклейка все-таки очень терпима к загрязненности водоема, в отличие от корюшки.

2 Djons 29 марта 2012Ответить

Сомнительно, что это была корюшка. Корюшка рыба северная и в водоёмах Бельгии ей жарковато. Да и такую особенность, как запах огурца наверняка бы отметили в летописях. Скорее всего это было что-то типа плотвы, или (скорее всего) что-то типа уклейки. Уклейка как раз очень хороша в жаренном виде. Можно жарит и есть «прям так».
Про невозможность ловить рыбу зимой ты правильно подметил. Даже если учесть, что в средние века климат в Европе был более холодный, лёд на реках там всё равно вставал редко. Да и лёд в общем не препятствие к лову рыбы :)

3 Ira101160 30 марта 2012Ответить

Алеша! Я просто сначала умилилась пейзажу Намюра — ну, почти точно наш Ужгород и место под Замком! Потом пустила слезу по поводу безысходности бедных бельгийцев, когда они «увы!» и «ах!» начали давиться картошкой фри ( при напряженке с маслом и жиром!)вместо свежей корюшки. А потом так захотелось этой самой корюшки во фритюре, что хоть плачь! Это было возмездие за иронично-насмешливое отношение к «корюшковой » проблеме бельгийцев!

Что-то меня понесло на ночь глядя — не сердитесь! Я — не злая, вы же меня знаете!

4 Алексей Онегин 30 марта 2012Ответить

Меня вообще нелегко вывести из себя, это все знают! Ну и с картошкой фри тоже не все так уж понятно и прозрачно — манускрипты какие-то, туманные свидетельства из прошлого. Детективная история прямо-таки. Жалко, другой бельгийский репортер — Тинтин — не озадачился ее решением. Так, глядишь, и докопались бы до правды.

5 Ira101160 30 марта 2012Ответить

Ох, уж эти репортеры! Подавай им горячие поверхностные новости! П чуть в глубь истории — и вот вам «бельгийский вопрос» ( про корюшку).
Пошла читать про засолку сига. Бывалоче в Питере мы его солили и кушали с черным душистым хлебушком по 14 коп — Вы, Алеша, наверное, такой не помните — давно это было!

6 Алексей Онегин 30 марта 2012Ответить

Да уж, таких тонкостей я точно не помню. Назвать наш теперешний массовый хлеб, нарезанный ломтями и задыхающийся в полиэтилене, «хлебушком» — язык не повернется.